Календарь
 
« 03 Сен 2014 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930         
Навигация по сайту
О нас
Статьи
Культура
Экономика
Социум
Здоровье
Религия
Вахта памяти
Гостевая книга
Спорт
Булгарский Альманах
Региональное отделение
Архив
ФОНД "Слово Булгарии"
 
Жестокий век

БУЛГАРО-ТАТАРЫ В СОСТАВЕ ИМПЕРИИ

     
Жестокий век

     Земля казанская опустела. Тучные стада скота были уничтожены солдатней. Ранее достаточно плотно заселенные земледельческие районы превратились в запущенные участки. Булгаро-татар стали беспощадно выселять с их земель, выгонять из городов. Например, булгаро-татарам категорически запрещалось не только жить, но и появляться внутри города Казани, обнесенного крепостной стеной. Выселяемым из города жителям не разрешалось разбирать свои жилища и переносить их на новое место, все это должно было оставаться для новых горожан. Население Казани резко сократилось. Лишь за счет притока русских переселенцев население Казани в 1557 году достигло половины его довоенной численности. На начало XVII века в посадах города Казани (не в самом городе) проживало более 600 семей и лишь десять из них были татарскими. В радиусе 40-50 километров от столицы было уничтожено или согнано все нерусское население. Такая же судьба постигла жителей прибрежных земель: булгаро-татары были согнаны, удалены на 15-20 километров от главных рек, т. е. основных путей сообщения. В поселениях междуречья Оки и Суры вообще не осталось булгаро-татарского населения.

     На земли, освобождаемые подобным образом, массами переселялось русское население. Это заселение "свободных" земель началось еще в 1552-1553 годы. Затем были конфискованы ханские земли, владения местных князей и помещиков, а также новые пустоши (земли, опустевшие вследствие уничтожения населения). Все эти земли были розданы русским людям. При этом нередко прихватывались и земли тех местных крестьян, которые еще оставались на месте. Скажем, богатейшие земли Байларской волости были полностью переданы Костромскому монастырю. В результате таких действий только лишь русские помещики и духовенство получили в свое полное распоряжение более 25% всей территории ханства, заселенной булгаро-татарами.

     В государстве полностью захирела торговля. Речь идет не только о внутренней, но и о внешней торговле. Установление оккупационного режима привело к полной утере многовековой роли центра торговли между Востоком и Западом. Иностранные купцы покинули пределы завоеванного государства. К примеру, именно в те годы опустела многолюдная армянская колония Казани. Во времена ханства армянские купцы пользовались полной свободой. Однако тяжелые условия режима завоевателей заставили армян покинуть Казань, чтобы не быть разграбленными и разоренными.

     Потери в культурной области оказались неисчислимыми, основная часть культурного наследия оказалась безвозвратно утерянной. Прекрасные города и многие здания оригинальной архитектуры (особенно мечети и медресе) были беспощадно уничтожены. В Казани "новые хозяева с ужасающим вандализмом произвели ... тщательное истребление исторических памятников" (М.Г.Худяков). Были сожжены уникальные книги, летописи, государственная документация, полностью разорены архивы и книгохранилища. Говорят, что часть книг впоследствии оказалась в библиотеке Ивана IV, ныне утерянной. Русские войска вывезли из ханства столько богатства, что вряд ли может быть полностью сосчитано. Еще в 1551 году вместе с Суюмбике в Московию было отправлены суда, нагруженные жемчугами, золотыми и серебряными изделиями и т. д. После трагедии 1552 года были организованы сотни обозов для вывоза награбленных богатств ханства.

     Гибель почти всего культурного наследия принесло булгаро-татарам русское завоевание. Спасшаяся от уничтожения интеллектуальная прослойка населения была вынуждена существовать в суровых условиях, в глухомани, куда не дотягивалась рука захватчика. В повседневной борьбе за физическое выживание угасало поколение носителей многовековой культуры - самая высокообразованная часть населения. Все это привело к страшному снижению культурного уровня, к отрыву и отвыканию народа от государственного строительства, к потере навыков цивилизованного хозяйствования. Если раньше булгаро-татары отличались своим богатством, зажиточной и комфортабельной жизнью, то теперь они оказались отброшенными на много веков назад. "В ожесточенной борьбе за независимость татарский народ потерял все лучшие приобретения своей культуры, все, чем мог он гордиться перед своими соседями, и превратился ... в угнетенную нацию" (М.Г.Худяков).

     Русские правители начали осуществлять беспримерно жестокую политику, направленную на полное уничтожение целого народа. Успешному проведению подобной политики способствовало и то, что продолжительное время русских людей приучали к мысли о допустимости подобного отношения к другому народу. Правители и духовенство неустанно твердили о богоизбранности русского народа, которому все дозволено. При прямом руководстве агрессивной знати эта политика претворялась в жизнь руками русских крестьян и мастеровых.

     Православное духовенство выступало носителем религиозного фанатизма и межнациональной ненависти. Духовенство и знать прививали людям привычку к беспричинной жестокости. Объективности ради следует отметить, что подобная жестокость проявлялась и по отношению к своим соплеменникам: достаточно вспомнить деяния русских князей в ходе "собирания русских земель". Но особенная жестокость проявлялась к носителям иной религии. Вот один пример. В 1532 году Шахгали, тогда правитель Каширы, вел переговоры с казанской знатью о своем возвращении на казанский престол. Такое проявление самостоятельности не понравилось московским властям и Шахгали был выслан с семьей из Каширы. Все булгаро-татары, находившиеся на службе у него, были арестованы и разбросаны по разным тюрьмам. В одну из псковских тюрем привезли 73 человека (в том числе семерых детей). В первый же день тюремщики удушили 65 человек. Остальных морили голодом без пищи и воды в течение нескольких дней и, в конце концов, также убили. 80 булгаро-татар были убиты в Новгородской тюрьме в течение пяти дней. Всего было казнено 200 человек. Через четыре года оставшихся более чем 170 человек женщин и детей насильственно крестили по указанию московского митрополита. Затем женщин роздали русским бобылям.

     Для булгаро-татар в Казанском крае победители установили десятки различных запретов. В частности, категорически запрещались обработка металла и кузнечное дело, не дозволялось делать даже подковы и гвозди. Не была им разрешена охота, было запрещено иметь любое, в том числе и охотничье оружие. Татарина могли подвергнуть суровому наказанию даже за то, что у него в домашнем хозяйстве имеется, к примеру, кухонный нож.

     Подавление народных выступлений производилось с особой жестокостью. При этом практиковалось поголовное уничтожение мужского населения. Женщины и дети могли быть взяты в плен, хотя и это не гарантировало сохранение их жизней. В лучшем случае они подлежали насильственному крещению и передаче русским хозяевам в качестве бесправных слуг. Это вело к их постепенному обрусению, т. е. исключало этих людей из состава своего народа.

     Для сокращения булгаро-татарского, да и вообще нерусского населения власти использовали также и голодные годы, которые в российском государстве были довольно частыми. К примеру, в голодные 1557-1558 годы русские власти запретили продавать хлеб местному населению Астрахани. Число погибших от голода тогда исчислялось сотнями тысяч. На берегу Волги выросли целые горы незахороненных трупов. В 1700 году царь запретил Астраханскому воеводе продавать или менять татарам хлебные припасы, была развернута продажа татар в рабство. Исключительно тяжелой, голодной была зима 1741-1742 годов в Уфимской губернии. Хлеб было разрешено продавать лишь христианам. Имея более чем 320-тонный запас хлеба, отобранного у тех же татар и башкир, русские правители осудили этих людей на массовую голодную гибель. Доведенные до отчаяния, мусульмане продавали своих детей на уфимских базарах.

     Планомерное уничтожение булгаро-татар привело к тому, что они оказались на грани полного исчезновения как отдельная этническая единица. В те годы булгаро-татарский народ потерял 80% своего состава. Миллионное булгаро-татарское население в 1552 году к 1719 году превратилось в народ численностью лишь 260 тысяч человек. Таким образом, даже через 170 лет после трагедии своего государства булгаро-татарам удалось достичь всего лишь 26% своей первоначальной численности.

     Для булгаро-татар первоочередной, наиболее важной задачей стала задача - выжить.


Под гнетом

     Российские правители установили жестокий гнет подданным этого государства. В России того периода было трудно всем, в том числе и русским. Но нерусские народы попадали в особо тяжелые условия, они не имели даже тех небольших прав, которые имел представитель русского народа. "Великорусской национальности стараются представлять всяческие привилегии, хотя великороссов в России меньшинство населения, именно только 43%. Все остальные нации, населяющие Россию, стараются все более урезать в правах, обособить одну от другой и разжечь вражду между ними" (В.И.Ленин). Русские правители нередко и весьма успешно пользовались этим приемом - натравливать один народ на другой. К примеру, Ногайскую Орду, а также калмыков не раз направляли против народов Придонья и Кубани. В 1618 году по русской рекомендации калмыки вторглись на земли своих соседей. В 1628-1630 годы калмыцкая орда потопила в крови казахские, каракалпакские, узбекские земли. Русское правительство обещало калмыцкому хану бесплатно предоставлять боеприпасы для войны против Казахстана и Средней Азии. В случае неудачи во время грабежей в Крыму и Кубани калмыкам было гарантировано предоставление надежного убежища в любом русском городе.

     С какой доброжелательностью Великая Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство поддерживали веротерпимость, с такой же силой православное духовенство развернуло беспощадную борьбу против мусульман. Насильственное крещение принимало уродливейшие формы. Фанатики-христиане ходили по улицам и срывали белье с женщин-мусульманок. Около мечетей строили питейные заведения и насильно затаскивали туда мусульман после их молитвы в мечети. Полицейские и солдаты разрушали печи в домах тех, кто отказывался перейти в христианство. Зверские поступки фанатичного православного духовенства оставили много страшных воспоминаний в памяти народа.

     Действия духовенства находили полную поддержку правящих кругов. Созданная в 1555 году Казанская епархия, позже и "Контора по делам крещения" проводили безжалостную политику по скорейшему обрусению булгаро-татар. Принимались меры, чтобы не допускать возврата крещеных татар обратно в мусульманство. По царскому указу 1593 года таких людей следовало "усмирять, в тюрьмы сажать и бить, и в железо, и в цепи сажать". На просьбу булгаро-татар разрешить восстановление некоторых мечетей Казанского края последовало предписание "мечети татарские все... посметати". В 1635 году был устроен настоящий погром, в ходе которого были убиты булгаро-татарские ученые, мусульманские священнослужители, сожжены сохранившиеся книги.

     В 1713 году Петр I приказал завершить крещение служилых татар в течение полугода. Это вызвало массовый исход татарского населения в другие края. Тогда опустел каждый пятый крестьянский дом в Казанской губернии. В 1742 году проведена кампания по уничтожению мечетей. Только лишь в Казанском крае были разрушены 418 мечетей из существовавших 536. В конце XVII века было решено выселить из Москвы всех некрещеных татар, отобрав у них поместья.

     Российские власти попытались привлечь мусульман к принятию христианства также и при помощи определенных льгот. Вновь крещеные татары могли бесплатно получить холщовую рубаху и штаны, крест, рукавицы и т.д. На несколько лет они освобождались от налогов, их не привлекали к некоторым видам повинностей. Однако все это делалось за счет мусульманского населения. Невыплаченные налоги и снятые повинности распространялись между мусульманами, что еще более усиливало налоговое бремя. К примеру, в 1750 году в Казанской губернии проживало немногим более 108 тысяч татар. 84 тысячи из них были не в состоянии платить налоги даже за себя, не говоря уже о новокрещеных. Страдали и язычники. В Казанской губернии насчитывалось 100 тысяч человек мужского населения марийцев, чувашей и удмуртов. В продолжение трех лет они должны были платить налоги почти за 270 тысяч новокрещенцев и взять на себя дополнительное бремя солдатчины. Разоренные нерусские народы на своих разгромленных землях должны были выбиться из сил, чтобы пополнить царскую казну. Налоги для нерусских, для некрещеных нередко устанавливались в более высоком размере. К примеру, в 1736-1740-годы налог зерном нерусские народы платили в два раза больше, чем русские.

     Нерусские народы привлекались также ко всяким тяжелым видам труда с высоким уровнем смертности среди работающих. Только на строительство С.-Петербурга из Казанского края ежегодно отправлялись пять тысяч молодых булгаро-татар. В 1724 году большая группа булгаро-татар была направлена на Каспий для постройки кораблей. Лишь небольшая часть из них живыми вернулась на родину. Особенно убийственным для булгаро-татар было лашманство - работа на лесозаготовках. Тысячи молодых здоровых мужчин отправляли в вековечные леса Казанского края, где они умирали от непосильного труда и невыносимых условий жизни. 80% лашманов погибало или становилось калеками. В 1747 году для подобной работы были закреплены 44 тысячи крестьян, в том числе 37 тысяч татар. Через 20 лет число таких татар перевалило за 45 тысяч.

     XVIII век принес новые повинности, связанные с появлением заводов. Земли под их строительство просто отбирались по праву сильного или покупались за мизерную цену. Например, 300 тысяч десятин вековечного леса недалеко от г. Белорецка в Башкирии было "куплено" по цене одна копейка за десятину. Цена 180 тысяч десятин земли для Кыйгинского завода составляла одну копейку за 100 десятин. Крестьян близлежащих деревень "приписывали" к заводу, т.е. отдавали заводчику в рабство. Для работы на заводах Казанской губернии в 1719 году были уже прикреплены более 31 тысячи человек, в 1762 году - более 190 тысяч. Такое же положение было в рудниках. Из деревень сгоняли десятки тысяч крестьян для работы в шахтах. Их не выпускали на поверхность земли месяцами, прикрепляя цепями к месту работы. В некоторых случаях могли переселить и всю деревню на какое-либо строительство. Иногда татарские села переселяли на вновь завоеванные земли, на строительство новых крепостей.

     Усилилась напряженность с земельными наделами. В 1863 году правительство распорядилось так, что нерусский крестьянин получал в личное пользование земельный надел, в полтора-два раза меньший, чем русский крестьянин. Дело осложнялось еще и тем, что из-за поголовного обнищания многие крестьянские хозяйства остались без лошади - этой основной тягловой силы того времени. В 1891 году, например, около 35% татарских крестьянских дворов не имели возможности обрабатывать землю, т.к. являлись безлошадными. Они в дальнейшем бывали вынуждены продавать свои земельные наделы.

     В силу указанных причин татарские крестьяне в большинстве своем стали безземельными или малоземельными. В 1907 году 4% татарских крестьян были безземельными, к 1917 году этот показатель составил уже 11%.

     Несколько столетий Россия вела постоянные захватнические войны. Она вовлекала все больше и больше народов в военные действия, накладывая тяжелое бремя военных расходов на тех, кто оказался в составе этого воинствующего государства. Рекрутская повинность была одной из самых тяжелых обязанностей. В 1722 году была официально введена рекрутчина для булгаро-татар. В те же годы принято решение призывать 10-12-летних мальчиков на службу в качестве прислуги для офицеров. Насильно отрываемые от семьи и насильно крестимые, они не понимали чужой для них русский язык. Они не выдерживали издевательств и побоев и погибали сотнями. За неявку взрослого или несовершеннолетнего рекрута ответственность несла его семья.

     Булгары участвовали в боевых действиях против поляков уже в начале XVII века. Булгаро-татары составляли половину стотысячного войска Петра I во время его персидского похода. Воевали булгаро-татары ив 1812 году. Французы писали, что татарские и башкирские конники как осы, их трудно настигнуть. Во время боевых действий под Дрезденом "казанцы были выдвинуты на передовые позиции и сумели в непрерывных боях проявить огромную стойкость и мужество" (Адмирал П.В.Чичагов). В честь признания особых заслуг мусульманских воинов впоследствии была построена мечеть в Москве.

     Солдаты-татары были вынуждены принимать участие также и в завоевательных походах русских правителей. Нередко они принимали сторону тех, кто подвергался российской агрессии. Говорят, что к Шамилю (национальному герою чеченцев, да и всего Кавказа) перешло 40 тысяч солдат-татар. Впоследствии они остались жить в этих краях в казачьем сословии. Число булгаро-татар, отправляемых на 25-летнюю солдатскую службу (фактически на всю жизнь), постоянно росло. В XIX веке стали отправлять в войска, в арестантские роты даже тех татар, которых суд приговорил к каторге. Однако принимались меры, чтобы булгаро-татары не могли занимать высокие посты. К примеру, не разрешалось присваивать татарину воинское звание выше премьер-майора.

     Таким образом, в России велась последовательная политика по ассимиляции булгаро-татар: "А бусурман, зело тихим образом, чтобы не узнали, сколько возможно убавлять" (Петр I). Чтобы народ выжил при таких условиях, следовало вести не только вооруженную борьбу, но и поднимать просвещение и хозяйство.


Торговля и производство

     За годы, прожитые в составе империи, значительная часть булгаро-татарского народа переместилась в глубь башкирских земель, в Ногайскую Орду, в казахские степи и т. д. Это приводило к рассеиванию народа, что способствовало его ассимиляции по частям. Официальная власть внесла особую лепту в дело расчленения этого народа: по реформам XVIII века значительная часть земель бывшего Казанского ханства была исключена из состава Казанской губернии и включена в другие губернии.

     Оставшееся в Казанской губернии коренное население продолжало ранее начатую работу по восстановлению хозяйства. С большим трудом, замедленными темпами, но стало восстанавливаться земледелие. Приток русских переселенцев не мог кардинально изменить традиционную земледельческую культуру края, хотя на нее и оказывалось определенное влияние. Очевидно, в жестокий век любой русский представлялся врагом булгаро-татарского человека, да и вел себя обычно как непримиримый враг местного населения. Однако со временем это положение изменилось. Между булгаро-татарскими и русскими тружениками начали устанавливаться обычные добрососедские отношения. Это способствовало определенному обогащению земледельческой культуры.

     Резкое увеличение русского населения сопровождалось отторжением плодородных земель у местного населения. Лишенные единственного средства к существованию, многие булгаро-татары становились слугами новых хозяев, уезжали в иные края. Со временем русская администрация начала допускать представителей местных феодалов к низшим ступеням государственной службы (в основном, связанной с несением воинской повинности). Так появилась прослойка служилых татар, которые лояльно относились к властям и пользовались некоторыми льготами. Однако это не получило широкого распространения. Царские чиновники под различными предлогами старались не допускать лиц татарской национальности в большинство сфер государственной службы (в административно-управленческую, в правоохранительную и иные сферы). Даже для получения места мусульманского священнослужителя (муллы) русская администрация требовала знания русского языка; следовало также еще выдержать соответствующие испытания перед русской комиссией.

     До 1686 года русские власти запрещали булгаро-татарам заниматься торговой деятельностью. Впоследствии удалось добиться права участвовать в городской торговле. Это привело к оживлению торговых дел, к увеличению купеческой прослойки из числа булгаро-татар.

     Основание Оренбурга (1735 год) открыло новый этап торговли с Казахстаном и Средней Азией. Правительство было вынуждено привлечь татар для этой работы. Недалеко от Оренбурга возникло поселение Каргалы (по имени первого купца Сагита Хаялина называемое также и Сеитовым), основанное татарскими переселенцами. Оно стало основным узлом торговли в этих краях. В 1761 году сеитовских купцов насчитывалось около 1160 человек, к 1765 году их стало уже более 1600. Была образована Оренбургская торговая компания с Габдуллой Хаялином во главе. Компания имела монопольное право торговли с Казахстаном и со Средней Азией. Начали регулярно ходить караваны в Среднюю Азию. Довольно большая масса татарского населения занялась торговой деятельностью. В 1760-е годы вся мелочная торговля в Младшем и Среднем жузах Казахстана уже оказалась в руках татар. В конце XVIII века около половины казанских купцов составляли татары. В Чистополе татарами были 60% всех купцов.

     Татары стремились участвовать не только во внутренней, но и во внешней торговле. Еще в 1640-е годы татарские купцы Маматов, Ширгалиев по торговым делам побывали в Сибири. В 1751 году сеитовские купцы снарядили торговый караван в Индию (Участник этого торгового путешествия Исмагил бин Бикмухаммет написал книгу воспоминаний об этом). В 1811 году татарский купец Китаев привез в г. Кяхту (Китай) сотни тысяч шкур для продажи. Из Китая он стал вывозить тысячи ящиков чая. Предприимчивые отец и сыновья Зайнетдиновы приобрели пароходы и расширили хлеботорговлю с дальними регионами.

     Татарские предприниматели совершают попытки проникновения и в другие отрасли хозяйства. В 1754 году Надир Уразматов вместе со своим сыном Юсуфом открыл месторождение нефти на берегу реки Карамалы. Им удалось даже получить разрешение на создание нефтеперерабатывающего предприятия. Однако практически осуществить этот план не удалось из-за постоянных препон со стороны властей. Другой татарин - Тасим Маматов - открыл рудные месторождения на Урале и организовал работу рудников. Его сын Исмагил Тасимов в 1771 году обратился к правительству с предложением создать горное училище в Пермских краях. Все расходы по работе училища он собирался взять на себя. Но это ему не было разрешено, подобное учебное заведение позже начало работать в С.-Петербурге.

     В начале XVIII века в Казани начали работу суконная фабрика, кожевенный завод. Среди промышленных рабочих появились лица татарской национальности, увеличивалось татарское население в городах. По данным 1744 года в городах проживало более полутора тысяч татар, к началу XX века их число достигло почти пяти тысяч. Усилилась миграция татар в другие регионы, где возникала потребность в дешевой рабочей силе. На шахтах Урала, Сибири, Донецкого бассейна, на бакинских нефтепромыслах значительную прослойку составляли татары. Татарские рабочие стали появляться на промышленных предприятиях крупнейших центров (в Москве, С.-Петербурге и т. д.). Однако основная масса татар проживала в сельской местности: в 1912 году 95% татар были жителями села.

     Общий рост торгово-промышленного капитала в России коснулся и татарских предпринимателей. В 1912 году татары владели шестью крупными торгово-промышленными предприятиями. На начало 1914 года в руках татарских промышленников оказалось не менее 140 более или менее крупных предприятий, расположенных в разных регионах России. К примеру, в Поволжье было 43 таких предприятия, в Приуралье - 47, в Средней Азии - 19, в Казахстане - 18, в Центральной России - 8, на Кавказе - 6. К началу XX века татарские купцы и предприниматели проводили уже активные действия во многих регионах России, включая сюда и Дальний Восток. Они открывали заводы и фабрики, строили иные предприятия. Так, предприниматели Хусаиновы открыли салотопенные заводы в Казахстане, Акчурины - суконные фабрики в Симбирске, Рамеевы - золотые прииски на Урале, Яушевы - мыловаренные и кожевенные заводы в Троицке и его окрестностях и т. д.

     Татары занимались также ремесленным и кустарным производством. При этом преобладали традиционные виды этих производств. Это объяснялось наличием многовекового, с булгарских времен, опыта ремесленничества и кустарничества. Многочисленные восстания татарского народа против русского владычества вынуждали власти идти на определенные уступки, которые использовались для развития традиционных и иных направлений хозяйственной деятельности татар. В XVIII веке уже можно было утверждать, что татары - это народ "великий, в ремеслах хитрый, в плодах обильный и купечеством богатый, в строительстве градов преславный" (В. Н. Татищев).

     Татары активно участвовали в российском революционном движении. Короче говоря, татары жили той жизнью, которой жило подавляющее большинство огромной империи: воевали, занимались хозяйством, совершали революции. Основное отличие от других состояло в том, что татарам приходилось выдерживать еще дополнительное угнетение по национальному признаку. При этом татары сохранили память об истории своего народа, создававшего независимые государства, обладавшего своей государственностью. Подобное самосознание усиливало тягу к исламу, как надежной идее, объединяющей народ. Это же приводило к оттоку крещеных татар от христианства. Несмотря на все усилия государственной власти и православного духовенства, общее число крещеных татар в начале XVIII века не превосходило 17 тысяч человек, т. е. татары в основной своей массе сумели сохранить приверженность к религии предков. В 1865-1868 годы прошла целая волна перехода крещеных татар в ислам, когда лишь в одной Казанской губернии 12 тысяч мужчин - крещеных татар - перешли в ислам. В ходе второй волны (1905-1909 годы) таких лиц оказалось уже около 39 тысяч. К началу 1910 года почти 40-45% крещеных татар приняли ислам. "Народы, связанные со своей землей, куда более способны к сопротивлению вражеским вторжениям, к регенерации, восстановлению своей культурной жизни" (Л.С.Гумилев).


Народное образование

     "Среди народов, населяющих восточную часть России, татары-магометане занимают первое место. Процент грамотности среди них очень высок даже по сравнению с русскими. Из какого бы сословия ни происходил татарин, он непременно знает начала вероучения, умеет читать и писать по-татарски... Муллы занимаются обучением детей за самую ничтожную плату или даже бесплатно... В России трудно указать народ, у которого была бы так широко распространена грамотность, как у казанских татар. Безграмотного татарина можно встретить очень редко" (Я.Д.Коблов, 1908 год).

     Эта оценка вполне заслуженна. Однако высокий уровень грамотности татарского населения не являлся результатом государственного попечения. К примеру, в XIX веке государство тратило на образование в Казанской губернии по 12,5 копеек на душу населения. Но в этой сумме ничего не полагалось на долю татар-мусульман и тратилось всего по полкопейки на крещеного татарина. На просьбу населения о включении расходов на татарские школы в бюджет высшие государственные чиновники ответили, что основная часть бюджета складывается из доходов от продажи водки; однако татары-мусульмане водку не потребляют, поэтому финансирование татарских школ за счет пьющего русского населения вызовет недовольство русских.

     Таким образом, государство отказывало татарским школам в поддержке, а доступ в русские учебные заведения татарам был затруднен. Запрещалось принимать татар-магометан "на казенное содержание и помещать вместе с прочими студентами такого же содержания", а также размещать их "для жительства вместе с учениками" - христианами. Лишь в 1836 году было разрешено принимать мусульман в Казанский университет. Тогда 20 мусульманских юношей были приняты в число студентов медицинского факультета, доступ на другие факультеты остался под запретом. Однако прием татар в студенты не стал распространенным явлением. Скажем, до 1917 года университетское образование в России получили всего лишь 171 человек из числа татар и башкир. Первым татарином, получившим высшее гуманитарное образование в России, является, по-видимому, Гайса Бикмиев - уроженец Оренбурга. В 1835 году он окончил Казанский университет, после чего работал учителем в Омске.

     Надежды татарского населения на российское образование усиливались с открытием новых учебных заведений в районах массового проживания татар. К примеру, в Казани были открыты первая гимназия в 1758 году, университет - в 1804 году, затем - центральная крещенская школа, инородческая учительская семинария, первая татарская учительская школа. Впоследствии подобные учительские школы появились в Симбирске, Уфе, Бирске и т. д. В 1915 году начала работу учительская школа для женщин-татарок в Троицке. Однако и в этих учебных заведениях обучалось немного татар. Скажем, в 1908 году всего лишь 139 татар были учащимися гимназий и других государственных учебных заведений.

     Некоторым представителям татарской молодежи удавалось продолжать свое образование в учебных заведениях арабских стран, Европы и Америки. К примеру, в 1909 году в учебных заведениях Стамбула обучалось 63 татарина.

     Таким образом, государственные структуры не проявляли никакой заботы о распространении образования среди татарского населения. Однако татары "почти сплошь все грамотны... По своей привычке к книге татарин довольно легко выучивается и русской грамоте, ... солдаты из татар скорее делаются грамотными, чем русские" (П.И.Знаменский, 1910 год). Подобная тяга татар к книге базировалась на традиционной булгарской культуре этого народа. Хранителями и передатчиками этой культуры служили представители высокообразованных слоев населения. Особые заслуги в распространении грамоты и тяги к книге имеют мусульманские священнослужители. "Во всякой татарской деревушке имеется особливая молебная храмина и школа... в казанских слободах и в больших деревнях есть подобные сим девичьи школы" (Г.И.Грегори, 1799 год). Именно эти мактабы и медресе при мечетях являлись центрами распространения грамотности. Эти учебные заведения открывались исключительно по инициативе самого населения и содержались за счет его добровольных пожертвований.

     Надо отдать должное татарским купцам и предпринимателям, значительная часть которых занималась бескорыстной поддержкой народного образования и благотворительностью. Например, большие средства в образование вкладывали знаменитые промышленники Апанаевы. Первая после разгрома 1552 года каменная мечеть в Казани была построена на средства М.Юнусова в 1770-годы. Его сын финансировал построение другой мечети и больницы в Казани, а также сельских мечетей. Сын последнего Ибрагим Юнусов в 1844 году создал в Казани детский приют и полностью содержал его за свой счет.

     В 1905 году число татарских школ-медресе в Казанской губернии было около 850. В них обучалось более 54 тысяч человек, в том числе около 20 тысяч девочек. Число подобных учебных заведений в 1913 году перевалило за 900. Медресе могло иметь четыре ступени-отделения, начиная от начального до высшего. Лица, закончившие третью ступень, получали право преподавания. Медресе давали довольно основательное для своего времени образование. "Умственное развитие шакирдов медресе довольно значительно, и несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших приходских городских школ" (В.В.Радлов, 1872 год).

     Было несколько медресе, которые заслужили широкое признание тюркско-мусульманского населения Российской империи. Одним из них стало "Мухаммедия" в г. Казани, основанное Галимжаном Галиевым-Баруди. Большой известностью пользовались также медресе "Касымия" в Казани, "Галия" в Уфе, "Хусаиния" в Оренбурге, "Расулия" в Троицке и т.д. В ряде медресе преподавали практически все учебные дисциплины русской школы. К примеру, шакирды медресе "Мухаммедия" изучали языки и литературу (татарский, русский, арабский, персидский), арифметику, счет, рисование-черчение, физику-природоведение, географию, историю (всеобщую, российскую, историю тюркских народов, историю науки и классов), философию, логику, психологию, педагогику, методику преподавания, юриспруденцию, риторику, метрику, этику, медицину-гигиену, науку о разделе имущества (фараиз). Учебный план медресе "Хусаиния" включал восемь религиозных и двадцать светских учебных дисциплин. В 1911 году английские исследователи пришли к выводу, что учебные планы подобных медресе сходны с планами классических гимназий. Оказалось, что применялось почти 400 татарских учебников, 70% которых были учебниками по светским дисциплинам.

     Сеть медресе охватывала все те регионы, в которых проживали татары, в том числе и в сельской местности. Скажем, в медресе села Тумутук Самарской губернии было 10 преподавателей и 300 шакирдов. Знаменитыми были Кышкарское сельское медресе в Заказанье, медресе в селах Мачкара, Курса, Оры и т. д. Заслуженным авторитетом пользовалось медресе в селе Иж-Буби Казанской губернии. Открытый в 1781 году мактаб превратился в медресе с середины XIX века. В 1900 году руководитель медресе Габделгаллям Нигматуллин-Буби передал этот пост своему сыну Габдулле (1876-1922). Этот выпускник Бейрутского университета был выдающимся педагогом и просветителем, активно внедрял в работу новые методы обучения. Здесь изучали английский и французские языки, бухгалтерское дело, велась подготовка татарских учительских кадров. Всего лишь за три года (1908-1911) здесь получили звание учителя 274 человека, в том числе 106 женщин. Сюда приезжали учиться из Турции, из Казахстана и Средней Азии, со всего Поволжья и Приуралья. В 1911 году медресе было разгромлено жандармами, учителя были арестованы и сосланы в ссылки. После освобождения Габдулла Нигматуллин уехал в Китай, где также занимался педагогической деятельностью. Вообще эта семья имеет особые заслуги в сфере татарского просвещения. Педагогом был также Гобайдулла - родной брат Габдуллы. Этот высокообразованный педагог (он учился в Стамбуле и в Париже) был автором оригинальных учебников. Их сестра Мохлися заведовала женским медресе г. Троицка.

     Отношение официальных властей к татарским учебным заведениям было весьма настороженным. В их деятельности выискивали элементы воспитания национального духа, поэтому всячески создавали им трудности, устанавливали назойливый контроль. В 1911 году власти закрыли почти сотню татарских школ Казанской губернии. В 1914 году особое совещание при совете министров России признало светскую татарскую национальную школу "в высшей степени нежелательным явлением". Было признано необходимым запретить в татарских школах преподавание светских дисциплин, в том числе и русского языка. Считалось, что светское образование в татарских школах вызывает опасность воспитания панисламизма. Боязнь панисламизма и провала русификаторской политики вынуждала государственных чиновников постоянно тормозить развитие татарских школ. К примеру, в XIX веке было подано в общей сложности около десятка проектов организации татарских школ. Однако власти так и не разрешили это.

     Несмотря на все это, татарские школы продолжали развиваться. К началу XX века татары Казанской губернии содержали столько школ, что на каждую тысячу жителей приходилось по 1,21 школы и 55 учащихся. Русское население обеспечивалось государственными школами по 0,88 школы и 40 учащихся на тысячу жителей. В 1912 году в Казанской губернии работали почти 1100 мактабов и медресе при более чем 80 тысячах учащихся. В Уфимской губернии более 50 тысяч человек обучались в 1500 мактабов и медресе. Работали педагогические курсы по подготовке учителей. Будущие татарские учителя получали знания в Казани, Уфе, Оренбурге, Ялте и т. д.

     Таким образом, была создана система татарского национального образования. Оно стало мощным средством сохранения этнического самосознания народа после трагедии 1552 года. Первоначальная растерянность и безвыходность уступали место другим чувствам: самосознание народа, осознание своего единства оказались достаточно устойчивыми. Этому способствовало широкое распространение татарского народного образования. Даже в условиях невиданного национального гнета татары сумели сохранить свою самобытность как отличное от других этническое образование. "Несмотря на то, что татары уже в течение двух веков завоеваны и живут разрозненно среди русских, они удивительным образом сохранили свои обычаи, как будто жили отдельно" (Карл Фукс).

     
Просветительская деятельность

     Существование народа как этнического единства требует, прежде всего, сохранения его языка. Отношение официальных российских властей к татарскому языку было несколько двойственным. С одной стороны, этот тюркский язык оказывался необходимым в дипломатической деятельности россиян. Во времена оно в состав дипломатической миссии, направляемой даже на Украину, приходилось включать переводчика-татарина. В 1675 году посольство в Индию возглавил татарин М.Касымов. Через три года ему удалось выкупить и привезти на родину 40 человек, некогда проданных в рабство. До захвата казахстанских и среднеазиатских земель русское правительство постоянно привлекало татар в переговоры с местными правителями. В 1723 году, например, из Казани были взяты на дипломатическую службу 23 татарина в качестве переводчиков.

     С другой стороны, официальная политика, основанная на идее скорейшей русификации всех нерусских народов, требовала искоренения татарского языка. Поэтому усиленно распространялось мнение о некоей неполноценности этого языка. В противовес не только татарскому, но и другим языкам, стали говорить о русском языке только как о великом и могучем, способном растворить, уничтожить любой другой язык. Подобное отношение к своему языку испытывал не только булгаро-татарский народ. К примеру, относительно украинцев Екатерина II говорила, что "надлежит ... привести к тому, чтобы они обрусели и перестали бы глядеть, как волки в лесу". Александр II в 1876 году издал закон, запрещающий публичное использование украинского языка, печатание книг на нем, преподавание его в школах и даже пение на украинском языке.

     Положение булгаро-татарского языка было еще более трудным. Он подлежал обязательному исчезновению, как и сам носитель этого языка. Этот язык сохранился лишь благодаря высокому этническому самосознанию булгаро-татарского народа. Народ создавал мактабы и медресе, открывал библиотеки, выпускал книги, газеты и журналы на своем языке, сохранял и развивал свою литературу. В народной среде выросли выдающиеся просветители и педагоги.

     Еще в булгарский период были люди, собирающие личную библиотеку. Появились библиотеки при медресе, которыми могли пользоваться не только шакирды. К примеру, в 1720-е годы была открыта подобная библиотека при Стерлибашском медресе Башкирии. К началу XX века количество рукописных и печатных книг здесь достигло 14 тысяч экземпляров. Особенно бурно стали открываться публичные библиотеки в XX веке. Основная их масса была организована частными лицами и содержалась за счет их личных средств. Например, в 1908 году мулла Мухамметнаджиб открыл бесплатную сельскую татарскую библиотеку в Вятской губернии. В 1910 году стараниями Н.Исхакова подобная библиотека открыта в г. Сарапуле, в 1913 году Наджип-муллой - в г. Кургане. Начали работать татарские библиотеки в Оренбурге, Троицке, Москве и т. д. Начало работать мусульманское отделение Казанской публичной библиотеки. В 1913 году здесь выписывали более 40 газет и журналов из Москвы, С.-Петербурга, Баку, Стамбула, Каира и т. д. Татарское население довольно активно посещало их. К примеру, Челябинскую татарскую библиотеку в 1911 году посетило более 14 тысяч читателей.

     С большим трудом татарам удалось наладить собственную издательскую деятельность. Первая татарская книга была издана еще в 1612 году в Лейпциге. Это была грамматика татарского языка с латино-татарским словарем. В 1722 году походная типография русского царя в Астрахани опубликовала царский манифест на татарском языке. В годы правления Екатерины II на татарском языке были опубликованы священный Коран и сборники законов империи. Арабский шрифт для них изготовил Усман Исмаилов, он же был их редактором и корректором.

     Долгое время татары не имели возможность открыть свои издательства и типографии. Указ 1783 года разрешал открытие частных русских типографий, но татары не имели такого права. Даже при получении разрешения для татар были предусмотрены дополнительные препоны. Скажем, в 1809 году типографская бумага для татарского издателя обходилась в четыре раза дороже, чем русскому издателю.

     Отставному офицеру Габдулгазизу Бурашеву удалось получить личное императорское разрешение на открытие частной типографии. Однако возникли возражения властей, усмотревших определенное "неудобство" в дозволении татарам завести собственное книгопечатание. В 1800 году Г.Бурашев вторично добился разрешения и на свои средства открыл в Казани частную типографию. В том же 1800 году в Казани была выпущена первая печатная татарская книга - Азбука для обучения чтению. Позже эту типографию передали в ведение Казанского университета. С 1829 года в ней было возобновлено издание татарских книг. Однако в 1840-е годы татарское книгопечатание в Казани было запрещено снова. Цензура татарской книги была переведена в С.-Петербург. Это был единственный случай перевода цензуры провинциальной книги в столицу. Перевод затруднял получение разрешения на выпуск той или иной книги, непомерно замедляя темпы прохождения рукописей через цензуру.

     В 1844 году Шаги Яхину также удалось открыть частную типографию, но она вскоре была закрыта властями. Заказы на издание татарских книг приходилось размещать в русских типографиях, открытых в Казани в 1870-е годы. В 1894 году Ильяс Бораганский открыл типографию в С.-Петербурге, первая печатная книга Абая Кунанбаева увидела свет именно в этой типографии.

     В дальнейшем татарские типографии появились в Москве, Астрахани, Уфе, Симбирске и т.д. В 1902 году братья Ахмадуллины в Казани основали издательство и типографию, открыли книжную лавку. В 1906 году четыре брата Шарафутдиновых начали работу собственной типографии, которую неоднократно закрывали официальные власти. Однако эта типография продолжала работать под другими названиями, с указанием других хозяев. Братьям удалось обеспечить деятельность типографии вплоть до 1918 года.

     В начале XX века в Казани действовало уже 20 татарских издательств. За один лишь 1913 год на татарском языке было выпущено почти 540 наименований книг. По данным В. И. Ленина, в 1880 году насчитывалось II миллионов мусульман в России, их печатная продукция равнялась 7-8 книгам, они имели всего одну типографию; в 1910 году мусульман стало 20 миллионов, они выпускали уже более тысячи книг и 16 периодических изданий, имели 14 типографий. Добавим к этому, что во второй половине XIX века татарские издатели выпустили в свет около 3400 книг общим тиражом 25 миллионов экземпляров.

     Со временем начали выходить татарские газеты и журналы. Первой общетюркской газетой в России является, по-видимому, газета "Игенче" ("Хлебороб"). Она начала выходить в 1875 году стараниями Хасана Малика Зардаби в Баку, но просуществовала недолго. Бум татарской периодики проявился после 1907 года, когда был снят запрет на татарскую периодическую печать. До 1917 года татарские газеты и журналы издавались уже в Москве, С.-Петербурге, Казани, Уфе, Самаре, Симбирске, Оренбурге, Екатеринбурге, Астрахани, Уральске, Троицке, Тюмени, Томске, Семипалатинске, Ташкенте. В возникновении постоянной татарской периодики большую роль сыграл Исмагил Гаспринский (1853-1914) - уроженец Крыма. В 1883 году он начал выпускать общетюркскую газету "Тарджеман" ("Передатчик мнений") и был ее редактором более 30 лет. Исмагил Гаспринский был "хороший педагог, талантливый журналист, известный издатель, общественный и политический лидер... За все прошедшие века в тюркском и исламском мире я знаю всего лишь 20-30 человек, равных ему" (Юсуф Акчура).

     В 1915 году в С.-Петербурге увидел свет первый номер газеты "Нур" ("Луч") на татарском языке. Газета появилась благодаря стараниям Гатауллы Баязидова (1847-1911). Военный ахун С.-Петербурга, он выступил также инициатором строительства мечети в северной столице. Г.Баязидов написал несколько публицистических книг.

     В 1905 году в Казани начали издавать "Казан мохбире" ("Казанский вестник"). А в 1917 году на территории России выходило уже 63 газеты и журнала на татарском языке. Выпуск, редактирование многих из них связано с именами выдающихся деятелей татарской литературы. Так, Камил Мотыйгый-Тухватуллин в Уральске выпускал газеты "Фикер" ("Мысль"), "Уралец", "Уральский дневник", а также журналы "Альгасрел-джадид" ("Новый век"), "Уклар" ("Стрелы"). Известный поэт Закир Рамиев-Дардеманд был редактором газеты "Вакыт" ("Время"), журнала "Шура" ("Совет"), основанного и редактируемого Ризаэтдином Фахретдином. Брат Закира - поэт Сагит Рамиев был секретарем редакции татарской газеты "Идел" ("Волга"), выходившей в 1907-1914-е годы. Издателем и редактором этой газеты являлся Габдрахман Гомари. Ахмет Урманчиев руководил издательством "Юл" ("Путь"), был редактором татарского сатирического журнала "Ялт-йолт". Известный педагог, автор оригинальных учебников Хабиб Забири был также и издателем.

     Таким образом, выдающиеся представители татарского народа внесли свой достойный вклад в дело сохранения и развития культурных достижений своего народа. Преодолев большие трудности, им удалось наладить татарское книгопечатание и выпуск татарской периодической печати.

     
Пером и словом

     "Независимость не дается без борьбы. Она завоевывается кровью, пером, словом" (Кемаль Ататюрк). Выдающиеся представители татарского народа острым пером и действенным словом боролись за сохранение и возрождение своего народа. В среде булгаро-татарского народа выросли видные поэты и писатели, ученые и педагоги. Исторические груды оставил видный ученый Кадыргали, в XVII веке создали свои произведения знаменитые поэты Аллахияр Суфи и Мавля Колый. Поэт XVIII-XIX веков Утыз Имяни в своих произведениях призывал к справедливости и мудрости, к терпению и милосердию, к трудовому образу жизни. Он превозносил знания, сравнивая учение с солнцем, ученика - с луной, неграмотного - с навозным червем. Подобные произведения укрепляли в читателе уважительное отношение к грамотности, образованию. Такие произведения вызывали столь сильные чувства, что "на неграмотного татарина все земляки смотрят с презрением, он не пользуется уважением и как гражданин" (Карл Фукс).

     В XIX веке творил поэт Хибатулла Салихов, произведения которого направлены против угнетения. Его современник Габделжаббар Кандалый вошел в историю татарской литературы как выдающийся певец любви. Его поэзия представляет собой целый мир, его воздействие испытывали многие поэты и более позднего времени. Сохранилась интересная книга Сагита бин Ибрагима "Земной шар". Любовью читателей пользовались произведения поэта Ахмета Кормаши. Уроженец Уфимской губернии Гали Чокрый - автор десятка книг поэзии и прозы. Он основал медресе в родном селе и вел там преподавательскую деятельность. Его наставником был известный поэт Шамсетдин Заки. Этот человек огромной воли и выдающихся способностей был слепым от рождения. Однако благодаря своему упорству он сумел получить соответствующее образование и стать учителем. Поэт и мыслитель, он написал более десяти книг.

     Конец XIX - начало XX века дали много новых имен в татарской литературе. Фатых Халиди, Габдрахман Ильяси, Муса Акъегетзаде, Шакир Мухаммедиев, Наджиб Думави и другие в своих произведениях выступали против невежества, превозносили просвещение и гуманизм. Огромным литературным авторитетом и влиянием на умы молодежи пользовался Гафур Кулахметов. В своих драматических произведениях он дал яркие образы представителей борющегося народа. Очень короткую, но яркую жизнь прожил Шаехзада Бабич, уроженец Башкирского края. Его поэзия близка и татарам, и башкирам, и казахам. Работая в сатирическом журнале "Кармак" ("Крючок") в Оренбурге, он завоевал признание всей литературной сферы этого города. Его полюбили здесь как знаменитого поэта, артиста и музыканта, педагога и редактора.

     Но даже на фоне этих выдающихся личностей возвышается классик татарской поэзии Габдулла Тукай (1886 - 1913). Рано лишившись родителей, Тукай перенес все возможные тяготы сиротства. В детстве его водили по Казанским базарам, предлагая желающим усыновить мальчика. Становление Г.Тукая как поэта относится к годам его жизни в г. Уральске. Здесь в медресе он учился вместе с башкирскими и казахскими юношами. Здесь он стал сотрудником татарской газеты "Фикер" и татарских журналов. Г.Тукай старался привлечь казахскую молодежь к сотрудничеству в татарской периодике, помещал на ее страницах корреспонденцию из разных районов Казахстана. Не случайно один из казахских корреспондентов обратился в редакцию газеты со словами: "Пусть "Фикер", сияющий как светильник на крыше в темную ночь, светит долго, и пусть живет долго".

     За свою очень короткую (всего лишь 27 лет) жизнь Г.Тукай успел написать сотни стихотворений, поэм и прозаических произведений. Он создал значительное число детских произведений, подготовил хрестоматийные сборники для школьников, занимался переводами и публицистикой. В своем творчестве Г.Тукай достиг таких высот, что современные исследователи оценивают это как некий итог тысячелетнего периода развития тюркской литературы. Многие видные писатели и поэты тюркских народов подчеркивали огромное влияние Г.Тукая на их творчество, считая его своим учителем в литературе. О Тукае говорят как о выдающемся представителе российской поэзии и указывают на его принадлежность к мировой литературе. 1986 год ЮНЕСКО объявил годом Тукая в связи со столетием рождения поэта. Габдулла Тукай - это певец родного края и прекрасного родного языка. Высшая литературная премия Республики Татарстан носит ныне его имя.

     Видные татарские ученые, просветители придавали особое значение практической педагогической деятельности, писали буквари и другие школьные учебники. Выдающийся просветитель, философ и публицист XVIII века Габденнасир Курсави обучался в Бухарском медресе. Тонкий знаток мусульманских канонов, он резко выступал за реформу ислама, требуя предоставить свободу разуму. Несмотря на гонения, он открыл медресе в селе Курса в Заказанье, где ввел преподавание светских дисциплин (математики, астрономии, истории и т. д.).

     Первым преподавателем татарского языка в Казанской гимназии был Сагит Хальфин (1732-1785). Он составил русско-татарский словарь, написал первую татарскую азбуку. Его брат и сын также трудились на ниве просвещения. Его внук Ибрагим Хальфин - автор учебников на татарском языке, первый профессор-татарин в Казанском университете, заслужил всеевропейскую известность. Один из представителей этого рода Нажиб Хальфин - автор 16 книг и методических пособий, знаток многих языков. Вклад династии Хальфиных в татарское народное просвещение достоин искреннею поклонения.

     Это была не единственная династия, взрастившая не одну выдающуюся личность. Образованнейшим человеком своего времени был Хусаин Амирхан (1814-1893) - видный религиозный деятель и просветитель, автор трудов по истории. Его сын Зариф также автор нескольких книг. Сын последнего Фатих Амирхан (1886-1926) стал выдающимся татарским писателем, признанным прозаиком и драматургом, критиком и публицистом. Братья Загир и Муса Бигиевы также заслуживают признания своего народа. Загир Бигиев - известный писатель, автор нескольких романов. Муса Бигиев (1875-1949) - крупный ученый и литературовед, общественный деятель. Большое число его научных трудов опубликовано в Германии и Турции и пользуется международным признанием.

     Ученый, писатель и композитор Нигмат Ибрагимов (1778-1818) был известным педагогом. Некогда у него учились С.Т.Аксаков и Н.И.Лобачевский, Д.М.Перевощиков и другие. С.Т.Аксаков вспоминал о своем учителе: "В моем приходе к литературе роль этого человека была очень большой. Он - мой первый вдохновитель, скажем, выведший меня на прямую дорогу... Он учил нас писать маленькие пьесы на заранее заданные темы". К слову, именно Н.Ибрагимов является автором известных русских песен "Вечерком красна девица", "Во поле березонька стояла" и других.

     Знаменитый мыслитель, ученый-историк Шигабетдин Марджани (1818-1889) основательно изучил философскую мысль, обучаясь в Бухаре и Самарканде. Позже он вводит преподавание светских дисциплин в Казанском медресе. Ш.Марджани является автором более 30 крупных научных трудов, освещающих проблемы литературы, философии, истории. Многие его исторические исследования не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Он провел глубокий анализ проблем этнической истории татарского народа, связывая ее с историей родственных тюркских народов. Имеется его работа, специально посвященная истории уйгуров. Его ученик Хусаин Фаизханов (1828-1866) - знаток восточных языков, преподавал в С.-Петербургском университете. Он написал "Краткую грамматику татарского языка", провел научные исследования по истории Булгарии и Казанского ханства, ему удалось сделать крупное научное открытие - расшифровать древние булгарские надписи. Его брат Габдулгаллям Фаизханов - автор другой грамматики татарского языка. Он написал также книги по географии, истории, экономике, занимался переводами арабских источников на татарский язык.

     Выдающийся просветитель, ученый-энциклопедист и писатель Каюм Насыри (1825-1902) в 1871 году создал первую русско-татарскую школу в Казани и работал в ней учителем. Он написал оригинальные татарские учебники по математике, истории, географии и т. д. К.Насыри собирал и систематизировал татарский народный фольклор, написал новеллы и назидательные рассказы. Он является автором научных трудов по истории и литературе, научной грамматике татарского языка, татарско-русского словаря и т. д. Деятельность К.Насыри оказала особое влияние на развитие науки и литературы татар.

     Поэт и писатель Бахаветдин Ваисов (1864-1893) известен также как создатель ваисовского движения. Участники движения мечтали о царстве справедливости, призывали отказаться от воинской службы, от уплаты налогов и т. д. Одна из целей движения - освобождение мусульман-булгар от неверных. Ваисовцы распространяли листовки и выпускали книги с изложением своих идей. Это привело к военным столкновениям с полицией. Движение было разгромлено и более 300 крестьянских семей сосланы в Сибирь. В начале XX века движение пережило новый подъем, пока окончательно не распалось в годы революционных потрясений.

     Один из образованнейших людей Хамза Баразави (1775-1827) - уроженец Заказанья. После обучения в Бухаре и Кабуле он возвратился в родные края и занимался научными исследованиями в области математики и астрономии. Преподаватель татарского медресе Файзулла бин Муртаза ал-Мондеши имел ярко выраженные наклонности к науке. Своими руками он построил необходимое астрономическое оборудование и проводил наблюдения за небесными телами, предсказывал солнечные и лунные затмения, составлял календари. Его ученик Гатаулла бин Мухаммет ал-Ашпаки впоследствии сам стал известным педагогом.

     Этнограф и педагог XIX века Мирсалих Бикчурин - уроженец Уфимской губернии. Выпускник С.-Петербургского кадетского корпуса, он дослужился до воинского звания генерал-майор, работал преподавателем Оренбургского кадетского корпуса. М.Бикчурин создал русскую азбуку для татарских и башкирских детей, написал пособие для изучающих арабский, персидский и татарские языки, переводил восточную литературу на татарский язык.

     Видный педагог Гайнетдин Ахмеров (1864-1911) был также ученым-историком и этнографом. В 90-е годы прошлого века в г. Тара проживала поэтесса Ханифа Ниязова, организовавшая обучение девочек-татарок. Она является автором нескольких брошюр на педагогические темы.

     Татарские ученые, педагоги уделяли много внимания созданию книг и пособий для изучения языка. К примеру, в 1802 году был опубликован "Букварь татарского и арабского письма". Автором книги был преподаватель народного училища в Тобольском уезде Ниязбакый Атнометов. В 1839 году издана "Общая грамматика турецко-татарского языка" А.Казымбека. Преподаватель Оренбургского кадетского корпуса Салих Кукляшев в XIX веке опубликовал две книги. Мухамметгали Махмудов написал "Практическое руководство к изучению татарского языка". Книга А.А.Вагапова "Самоучитель для русских по-татарски, для татар по-русски" выдержала 20 изданий. Он же выпустил первый отрывной календарь на татарском языке в 1889 году.

     В 1892 году выпущен в свет татарский букварь Хади Максуди (1868-1914). Этот выдающийся просветитель организовал первую публичную татарскую библиотеку в 1906 году, был издателем и редактором газеты "Йолдыз" ("Звезда"). Как ученый-методист он написал несколько книг по изучению татарского, русского, арабского языков. Выдающийся ученый-языковед Жамал Валиди (1887-1932) - автор многих трудов по проблемам татарского языка. Он же написал двухтомный "Толковый словарь татарского языка" - первый труд такого рода по татарскому языку.

     В течение 25 лет до 1917 года было издано около 40 татарских букварей. За всю историю булгаро-татарского народа издано около 200 букварей и методических пособий к ним и все это почти в 500 вариантах. Подобное внимание к букварю является одной из причин того, что татары были весьма "образованны, даже бедный хлебороб каждый день с семьей читает религиозные книги" (Карл Фукс).

     
О борцах за свободу

     В конце XIX века профессор В.В.Веселовский писал, что при русском управлении покоренные народы "осуждены на потерю своей самобытности. Разве можно свою национальность сменить на что-то другое... Поэтому будут восставать против нас. Несмотря на голод и лишения, есть национальные интересы, пробивающиеся сквозь них". Справедливость этих слов видна на примере борьбы булгаро-татарского народа, крупные восстания которого против завоевателей произошли уже в 1572-1574, 1582-1584, 1592 годы.

     В течение 140 лет (в 1584-1725 годы) в Уфимской провинции произошли девять довольно продолжительных, крупных восстаний. Таким образом, подобные восстания происходили каждые 10-15 лет. Так обстояло дело почти по всей Казанской губернии. Поэтому Казанские края были забиты войсками. По данным 1733 года один солдат приходился на каждые 37 жителей Казани и Казанского уезда. Русское правительство закладывало опорные крепости на этих землях: Бирск (1554 год), Уфа (1586 год), Чаллы (1560 год) и т.д. В них располагались солдаты, отсюда начинались карательные операции против населения. Это вызывало резко отрицательное отношение населения к крепостям.

     Обычно основную массу восставших в этих краях составляли булгаро-татары и башкиры. Большие группы другого населения Поволжья также присоединялись к этим выступлениям (чуваши, мари, удмурты, мордва). В 1606-1607 годы продолжалось восстание Ивана Болотникова. Татары приняли активное участие в этом выступлении. Пожалуй, впервые татары воевали вместе с русскими крестьянами против царской власти. С 1616 по 1619 год продолжалось восстание татаро-булгар, башкир, чувашей и других народов под предводительством Жангали Шугурова. Его войско осаждало Сарапул, Арзамас, Муром и т. д. В 1662 году произошло татаро-башкирское восстание с целью уничтожить русские крепости.

      В 1669 году булгаро-татары и башкиры присоединились к восстанию Степана Разина. Были разосланы письма-призывы на татарском языке по всему Поволжью. В боях под Симбирском среди повстанцев воевал уже шеститысячный татарский отряд Хасана Карачурина. Этот народный герой был четвертован царскими палачами.

     В 1682 году вспыхнуло восстание под предводительством Сагита Ягафарова, которое охватило Казанское, Мензелинское, Кунгурское, Уфимское воеводства. В сражении на берегу реки Ик восставшие одолели царское войско, которым командовали специально направленные военачальники из Москвы, Казани, Уфы. Недалеко от Уфы произошло новое столкновение, которое не принесло победу ни одной из сторон. Однако дополнительный воинский контингент добился перелома в боевых действиях. В 1684 году восстание было подавлено, Сагит Ягафаров был зверски замучен. Такая же судьба выпала на долю одного из признанных предводителей этого восстания - Телякай батыра.

     Непрекращающиеся завоевательные войны России в XVIII веке требовали колоссальных средств, для добывания которых власти придумывали все новые и новые налоги. Одно из предписаний о налогах содержало 72 пункта и предусматривало налоги за каждый веник для бани, за посещение базара или мечети, за дым из трубы дома и т. д., вплоть до налога на цвет глаз (шесть копеек за серые глаза, восемь - за карие). Булгаро-татары и башкиры отказались от уплаты подобных налогов. Тогда их старшины были арестованы и замучены в тюрьмах. По всему краю разъехались карательные отряды, с чрезвычайной жестокостью начавшие грабить население. В селах были конфискованы почти все лошади и много другой домашней живности. Были сожжены и разорены села, убиты или покалечены их жители. Несостоятельные налогоплательщики начали продавать своих жен и детей в рабство. Это вызвало гнев народа, в 1705 году вспыхнуло восстание, возглавляемое Дюмаем Ишкаевым из Приказанья. Восставшие провели несколько успешных вылазок и движение стало расширяться. Власти были вынуждены пойти на переговоры. Пообещав выполнить требования восставших, власти добились прекращения выступления. Затем Д.Ишкаев и его товарищи были коварно арестованы и замучены в Казани.

     Снова возобновились походы карательных отрядов. Осенью 1707 года таким отрядом было разорено хозяйство башкирского тархана Алдара Исакаева (Исангильдина) - бывшего участника петровских походов (за храбрость царь пожаловал ему некогда позолоченную саблю). А.Исакаев становится вождем нового восстания. Вскоре поднимается местное население между Уфой и Челнами под руководством Кучема Телякаева. Объединенные отряды восставших сумели разгромить несколько полков регулярной русской армии. Вдохновленные этими победами, они решили восстановить Казанское ханство и пригласили на ханский трон каракалпакского царевича Морат-султана. Морат-султан направился за помощью в Крым и Турцию, однако действия русских дипломатов свели на нет его усилия в этой поездке. На обратном пути Морат сумел подбить на восстание население Кубани - ногайцев, чеченцев, кумыков и т. д. С отрядом в 1600 человек он взял г. Терек, но был разбит регулярными войсками, попал в плен и затем был казнен в Казани.

     Восстание в Казанских краях продолжало расширяться, число восставших достигло 30-40 тысяч человек. Продолжались нападения на русские отряды и крепости, несколько полков карателей были окружены и лишены возможности действовать. Однако из центра продолжали прибывать дополнительные войска. Из-за отсутствия единства в среде руководителей восстания все время откладывалось нападение на Казань. Властям удалось уговорить основную массу восставших сложить оружие.

     Восстание дорого обошлось как для правительства, так и для населения. Лишь в одном Казанском уезде было убито около 12 тысяч человек, более 10 тысяч жителей убежало в башкирские степи. В Казанском и Уфимском уездах было ограблено и сожжено более 300 селений. Как только восстание пошло на убыль, так сразу же началась отправка мужского населения на строительство С.-Петербурга. Одновременно создавалось татаро-башкирское конное войско, которое затем участвовало в штурме Риги. Подобное ослабление народа путем изъятия самого здорового мужского населения позволяло продолжать грабежи и насилия, ужесточать сбор официальных налогов и разнообразных поборов. Снова началась продажа людей ради уплаты налогов. К слову, стоимость взрослого мужчины и хорошего коня были примерно одинаковы, цена ребенка - в 5-10 раз меньше.

     Все это вызвало новый подъем восстания в 1709 году. Правительство использовало регулярные карательные отряды и войска Калмыцкой Орды. Однако восстание продолжалось, новый его подъем приходится на 1712 год. Постепенно восстание Алдара-Кучема потухло. В ходе восстания погибли многие, в том числе один из сподвижников Кучема - Туйка батыр, который участвовал в движении вместе со своим братом Саитом и сыном Габдрахманом. Саит и Габдрахман с вооруженным отрядом, отступая, ушли в казахские земли и в течение пяти лет служили казахскому хану. В 1717 году отряд возвращается назад и начинает боевые действия снова. Отряд, в котором уже было немало казахов и каракалпаков, пополняется татарскими, башкирскими и русскими крестьянами. Трехтысячное войско Саита и Габдрахмана начинает нападения на русские крепости. В 1718 году отряд вновь был вынужден отступить в казахские степи. Дальнейшая судьба предводителей этого восстания неизвестна. Известно лишь, что русское правительство обращалось к казахскому хану с просьбой поймать бунтовщиков и передать их российским властям.

     В 1735 году вспыхнуло новое восстание булгаро-татар и башкир, одним из вождей которого стал уроженец Приказанья Килмак Норышев. Он участвовал еще в восстании 1704 года, в составе отряда Морат-султана посетил Крым и Турцию. Сын Кучема - Акай был другим предводителем восставших. Летом 1735 года повстанцы уже имели более чем десятитысячное войско. Однако 15- тысячная правительственная армия разгромила силы восставших. Килмак Норышев, Акай Кучемов были повешены. Не избежали такой участи многие другие повстанцы, в том числе Алдар Исакаев.

     Требовался новый предводитель восстания. Смелый и решительный, образованный башкир хаджи Миндегол Юлаев в начале 1740 года был объявлен ханом. Народу его представили как казахского царевича, скрывающегося под именем Карасакал (Черная борода). После этого удалось провести несколько удачных боевых действий против регулярных войск. Но, в конце концов, силы повстанцев были разгромлены, а сам Карасакал исчез в казахских степях. Так завершилась освободительная война 1735-1740 годов. Месть колониальных властей была ужасной: сожжены 700 деревень, убито более 17 тысяч человек. Почти три с половиной тысячи человек были отправлены на каторгу, более девяти тысяч женщин и детей розданы в рабство русским.

     Восстание, охватившее Уфимскую провинцию в 1755 году, было подготовлено Габдуллой Галиевым, известным под именем Батыршах (Батырша). Срочные меры правительства не дали восстанию широко развернуться. Батыршах в цепях просидел в Шлиссельбургской крепости пять лет. И погиб он как воин, успев уничтожить четырех своих караульщиков. Священнослужитель и учитель (как и Батыршах) мулла Морат в 1760 году начал распространять свои воззвания с призывом объединить мусульман и возродить самостоятельное Казанское ханство: "Возобновить Булгар время поспевает". Однако его движение не успело принять вооруженную форму. Морат и его последователи были арестованы и отправлены в Петербургские казематы.

      Всю Россию потрясло восстание Е.И.Пугачева, начавшееся в 1773 году. Его обещание свободной жизни привлекло многие народы Поволжья. Большинство пугачевцев составляли булгаро-татары, башкиры, казахи, чуваши, мари, удмурты, калмыки. Из общего числа 200 тысяч повстанцев, как указывала специальная императорская комиссия, 85-100 тысяч были татарами. В числе членов пугачевского Военного совета, в его личном секретариате также были представители татарского народа. Трое татар - Канзафар Усаев, Бахтияр Канкаев, Ярмухаммет (Яркай) Кадырматов заслужили воинское звание бригадира в армии Е.Пугачева. Звание полковника или атамана пугачевской армии носили 40 татар - командиров крупных отрядов (Муса Галиев, Габдулла Туктаров, Габделкарим Рахманкулов и другие).

     Восстание, охватившее Казанскую губернию, Южный Урал и Поволжье, Западную Сибирь и Западный Казахстан, было разгромлено полностью лишь к середине 1775 года, уже после поимки и четвертования Е. Пугачева. Началась жестокая месть властей: наказывали поодиночке, наказывали целыми селами лишь по одному подозрению. Полковника пугачевской армии Масягута Гумарова, например, возили по селам и били кнутом, тащили по земле, привязав к бегущей лошади. Наконец, выкололи ему оба глаза и отправили на каторгу. Других предводителей многократно били кнутом, рвали им ноздри, раскаленным железом ставили клейма на лоб и щеки. В таком виде их также отправляли на каторгу.

     Подобное сведение счетов практиковалось после каждого народного выступления. К примеру, карательный отряд в Мензелинске в 1736 году сажал людей на кол, крестьян вешали за ребра, четвертовали, топили в прорубях. 500 булгаро-татар были розданы в рабство. Оставшихся в живых жителей заковали в цепи и погнали в Казань. По дороге часть из них заперли в крестьянском доме и сожгли живьем. В течение всего лишь трех месяцев 1740 года было сожжено 725 сел Уфимской губернии.

     В 1738 году каратели с гордостью доложили царю: "Два района Уфимской провинции настолько разорены, что там не осталось, пожалуй, половины населения; в двух других районах почти все оставлены без лошадей и скота, деревни сожжены, очень многие погибли от голода". В 1735-1740 годы булгаро-татарское и башкирское население края потеряло не менее 40 тысяч человек. После выступления Батыршаха на ссылку из Оренбурга были отправлены 230 человек. Лишь 45 из них живыми добрались до места. Правительственные чиновники проводили полную конфискацию имущества и земли у семьи повстанца, продавали его жену и детей в рабство. Принимались меры по всемерному сокращению местного населения и заселения здешних мест русскими.

     Однако народные выступления продолжались и в дальнейшем. Национальные движения татарских крестьян были и в 70-е, и в 80-е годы (Сулеевское восстание), и в 90-е годы XIX века. Народные выступления породили истинных героев. В восстаниях XVIII века имело место уникальное явление: один и тот же род дал четыре поколения предводителей восстаний (Телякай - Кучем - Акай - Габдулла). Некоторые повстанцы целыми семьями участвовали в движении Е.И.Пугачева. Например, старшинами пугачевцев были братья Тимербулат и Аит Уразматовы из Казанского края. Последний ранее участвовал в движении муллы Мората, а его сын стал полковником пугачевской армии. Башкир Кинзя Арысланов был членом Военного совета, его сын Селяусен Кинзин командовал одним из пугачевских отрядов. Башкирский поэт Салават Юлаев имел звание бригадира, а его отец - полковника пугачевской армии.

     Известно, что после многократного битья, издевательств и других видов наказания Канзафар Усаев, Салават Юлаев, Юлай Азналин были отправлены на каторгу в Прибалтике. Здесь через 25 лет умер Ю.Азналин, позже 48-летний С.Юлаев. Своего боевого друга и товарища К.Усаев пережил на четыре года.

     Толчком к народным восстаниям служили разные события и не все повстанцы имели перед собой ясную цель - восстановление свободного государства. Но вместе с тем не вызывает сомнения наличие подобной цели у многих. Эти выступления показали неистребимое стремление народа к свободе.
     
 

 
 


послать статью
распечатать
Блок новостей
                 АТИЛЛА -    БУЛГАРО_ГУННСКИЙ КАН

 
2 сентября 2014 года
______________________________________________




ВСЕХ МУСУЛЬМАН ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРАЗДНИКОМ


                                 РАМАДАН !

Администрация сайта

____________________________________________________
 
 " Царь Алмуш (Алмас) принял Ислам ещё до Ибн Фадлана.
  Болгары были мусульманами до официального принятия Ислама.
  Другие племена - Эсегелъ,Берсула были язычниками."

 

                                      ИЗВЪСТИЯ

          о хозарахъ ,буртасахъ,болгарахъ,мадьярахъ

                          СЛАВЯНАХЪ И РУССАХЪ

                      Абу-Али  Ахмеда бенъ Омаръ

                                    ИБНЪ - ДАСТА

                             ( начало 10 века н.э.)

 

                                 С - ПЕТЕРБУРГЪ
                           перевёлъ и объяснилъ
                                    Д.А. ХВОЛЬСОН
                                           1869 г

______________________________________________

            И ТАТАРСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
                  ИНСТИТУТ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА


                         ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
                             МОСКВА -1937 

______________________________________________

Сабантуй 2014 в Ульяновске



Булгарская поэзия


 ______________________________________________

 

СТИХИ     КАМИЛЯ  БУЛГАРИ ЗИННУРОВА

о Волжской Булгарии


___________________________________


 "ВЗГЛЯД из 21 века"

      Камиль Булгари




_______________________________________________-

 
Поздравляем общественную организацию г Ульяновска " Булгарское Возрождение"
с юбилеем -10 летием образования.
Желаем ей дальнейшего процветания на благо Булгарского Народа.

А её бесменному руководителю Богданову Шавкату Медихатовичу здоровья,больших успехов в деле
ВОЗРОЖДЕНИЯ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ !

С глубоким уважением:

                                            Президент БФ "Слово Булгарии"                        Зиннуров Камиль Богданурович

                                            Главный редактор сайта zinnur.ru                      Зиннурова  Альфия Камилевна

                                            Заместитель редактора                                        Зиннурова Танзиля Фарахутдиновна


  23 ноября 2013 года

_________________________________________
Поздравляем Верховного муфтия России

Талгата Таджуддина с вручением ему

ордена "За заслуги перед отечеством IY степени"

___________________________________________

Так выглядит древняя мечеть(макет) в г Болгар

__________________________________________

 
 
 

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ 

85 летием выдающегося учёного,академика 

булгароведа ЗАКИЕВА МИРФАТЫХА ЗАКИЕВИЧА.

Желаем ему крепкого здоровья,новых открытий

в изучении Волжской Булгарии.

Администрация сайта Благотворительного Фонда 

"Слово Булгарии"

________________________________________

 

Главный редактор журнала 
АЛЬФИЯ ЗИННУРОВА
___________________________________________

ЛЯЙСАН ВАЛЬШИНА

Художник и певица 

________________________________________

 

 

              Выход новой книги.

По решению Совета Ульяновской общественной организации
"Булгарская национально- культурная автономия" в  июле 2013г. издана книга 
"Об истории булгарского народа".
Поводом для издания послужило  высказывание  Ю. К. Бегунова,
профессора, академика Международной Славянской академии наук,
образования, искусств и культуры.

«Наша цель сообщить общественности о серьезном многотысячелетнем
вкладе Булгарского народа в историю мировой цивилизации и культуры.

 

К сожалению, и в России и в Татарстане находятся «ученые» которые
утверждают, что Булгарского народа нет. Этим они наносят вред и
Татарстану и его великому народу. Булгарский народ был, есть и будет
жить вечно!»   

_________________________________________


Егор Холмогоров о ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ
_____________________________________




Сиразетдинова Гульназ Азатовна (Казань -Булгарская диаспора)
Советник сайта ZINNUR.RU г .Санкт- Петербург
__________________________



___________________________________
В последнем номере газеты "Дыхание Земли"
от 29 мая №19 опубликован материал по
проблеме булгар

_____________________________________________



______________________________________


Выпущен 1 булгарский  музыкальный диск 
с песнями о Волжских Булгарах на русском языке
Автор и исполнитель КАМА БУЛ ( Зиннуров К.Б.) Поэт -бард.



_____________________________________




_____________________________________
ВЕЛИКОЕ КУЛЬТУРНОЕ
  НАСЛЕДИЕ  БУЛГАР

Латыпов Фарит Рафгатович

_________________________________________

_________________________________________________
Исламское искусство


________________________________________________

Мидхад Ижбулатов -журналист, преподаватель



_______________________________________________
Волжcкая Булгария разговаривала
на персидском литературном языке до нашествия монголо-татар



________________________________________________

ВИДЕО - НОВОСТИ
  



___________________________________

(Камиль аль Булгари Зиннуров)







 
В изучении истории распространения Ислама в Поволжье большое значение имело изучение суфизма. К середине XI века идеи суфизма получили широкое распространение по всему мусульманскому миру и большую роль...
Май 15th, 2012 06:05 пп

Камиль Зиннуров аль булгари


История Волжской Булгарии




 

Встреча Ахмеда ибн Фадлана с царём булгар
Алмасом в 922
 

 



               ДОСКА ПОЧЁТА
               Лучшие общественные
             деятели международного    
    

      БЪЛГАРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
                    за 2013 год


       
                          
 
 
          БОЛГАРИЯ
   ДОЧО ШИПКОВЕНСКИ
          ВЕНГРИЯ
    ТАГИР АБДУЛЛИН
   
           РОССИЯ
  АЛЬФИЯ ЗИННУРОВА
        БОЛГАРИЯ
     АНГЕЛ ХРИСТОВ
            РОССИЯ
     МАРАТ ХАСАНОВ
             РОССИЯ
   ШАУКАТ БОГДАНОВ

             РОССИЯ
     РАШИД КАДЫРОВ

             РОССИЯ
    ЧУЛПАН  МУСТАФИН




 



ПОЗДРАВЛЯЕМ  !
Зиннурову Альфию Булгари Камилевну

Кандидатская Диссертация напечатана в Германии.


 
12 АПРЕЛЯ , г УФА,
БАШКОРТОСТАН
ДОКЛАД ЗИННУРОВА К.Б.
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФИЙСКИХ
ИДЕЙ В ПРОСВЕЩЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЁЖИ"
 
 
МУЛЛАХМЕТОВ МАХМУД ГАБДУЛХАКОВИЧ
ЗАКИЕВ МИРФАТЫХ ЗАКИЕВИЧ
ЗИННУРОВ КАМИЛЬ БОГДАНУРОВИЧ
 


 


доклад Шауката Богданова




        Мемориальная доска
           хану Аспаруху

( Украина.г Запорожье.)
Местная власть запрещает увековечить
память сына Болгарского народа хана
Аспаруха

  
Коррупция

Что происходит
в налоговой инспекции
№ 27 Фрунзенского района
г.Санкт- Петербурга?


www.baltinfo.ru/2011/04/11/Byvshego-sotrudnika-nalogovoi-inspektcii-budut-sudit-za-moshennichestvo-198333

 


Руководитель налоговой службы
Фрунзенского района Кузнецова Е.А. ,сейчас работает в
Кировском районе




Начальник отдела оперативного
контроля кассовых  аппаратов
Фрунзенского района Скворцова В.П
Сейчас работает в Кировском районе
под крылом у Кузнецовой Е.А.

МИФНС № 27-организация, руководителем которой с 2004 г по март 2011 года
была Кузнецова Е.А.
Взятки от предпринимателей налоговым инспекторам различных отделов, а также "наезды" на предпринимателей малого и среднего бизнеса со стороны оперативного отдела по кассовым аппаратам были поставлены на поток.
Кузнецова Е.А. хорошо использовала свои связи в районе да и в городе
Неугодного ей инспектора при помощи Скворцовой В.П. она уволила по статье за не исполнение своих служебных обязанностей.
Данный инспектор озвучил негативные явления в отделе (умышленная потеря документов, закрытие актов об административных правонарушениях бизнесменов - родственников министра обороны Сердюкова и других высокопоставленных чиновников.) Инспектора уволили с нарушением трудового законодательства. На этого инспектора было применено давление со стороны милиции (ОБЭП). С его автомашины были украдены с охраняемой автостоянки гос.номера работником ОБЭП Фрунзенского района капитаном Иваном А.С.
Дело было передано в прокуратуру на неправомерные действия (превышение своих служебных полномочий) Кузнецовой Е.А и Иванова А.С.
Решение Суда в пользу данного инспектора не исполняется прокуратурой.Следователь прокуратуры Троян затягивала дело в течении 3 лет .На сегодняшний день от прокуратуры Фрунзенского района нет никакой информации.
Дело данного инспектора сейчас находится в Страсбургском суде по правам человека.
С теми инспекторами, которые шли против течения или были неугодными данной системе расправлялись по своему усмотрению.
В отделе оперативного контроля по кассовым аппаратам работает уникальный "начальник" Скворцова В П с 2003 года. По рекомендации бывшего руководителя Эсаулова В.П.,она была переведена из отдела по связям с милицией в отдел оперативного контроля по кассовым аппаратам.
Эта дамочка уникальна тем ,что в отделе были уволены по разным причинам 7 человек.Последний случай состоялся в марте 2011 года , инспектор был уволен по собственному желанию за взятку в крупном размере. На сотрудника было открыто уголовное дело.
Скворцова В.П. не гнушается ничем.Взяла деньги  у своего инспектора на покупку автомобиля для первого взноса и не вернула.
На сегодняшний день Кузнецову Е.А. ротировали в Кировский район,вместе с  мадам Скворцовой.
Не пора ли их привлечь к уголовной ответственности?! 
 


Халидов Анас Бакиевич - доктор филологических наук, профессор.
Он говорил,что мы Булгары,но на сегодняшний день,так уж получилось-мы "татары".

трактат Таджеддина ибн
Йунуса Булгари
"Ат-Тирйак аль -кабир"(
"Большой Тирьяк")

Перевод А.Б. Халидова




 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
Copyright 2010-2013 © ZINNUR - видео "По следам забытого народа", вахта памяти ( герои ВОВ ,блокадники)


SPDK.RU © 2010-2014 Создание и продвижение сайтов - Avtovo.com | Дизайнер - Екатерина, интернет реклама - Site-for-business.ru